Лесное дело
№ 31-32 (105-106) / четверг, 30 ноября 2000 г.
Рубрики
Власть и отрасль
Форум
Братский ЛПК
Конкурсы, аукционы
Поздравляем!
Предпраздничная хроника
Фоторепортаж
Выставки-ярмарки
Пульс области
Страничка мастера
Документы
Лесные новости в стране и в мире
Природа и общество
Благое дело
Лесная аптека
Бизнесменам на заметку

Архив
следующий выпуск
№ 29-30 (103-104)
№ 27-28 (101-102)
№ 26 (100)
№ 25 (99)

WOOD.RU
На русском языке
English version
Обратная связь


WOOD.RU

Рейтинг@Mail.ru

SpyLOG

HotLog
 
Реклама на сервере
Подписка на рассылки WOOD.RU

Документы

Решение № 1
3 заседания координационного совета МАСС по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу

"О выполнении решения №16 XXXIII Совета МА "Сибирское соглашение" "Об эффективности управления лесами и путях развития лесопромышленного комплекса Сибири"

Заслушав и обсудив сообщение директора департамента финансово-бюджетной политики, инвестиций и ценных бумаг исполнительного комитета межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение (МАСС) Аксенова В.Н. о выполнении решения № 16 XXXIII Совета МАСС, координационный совет отмечает неудовлетворительную работу исполнительного комитета МАСС по практическим действиям, направленным на выполнение решений Совета МАСС "Об эффективности управления лесами и путях развития лесопромышленного комплекса Сибири". Фактически по всем вопросам, поставленным перед Правительством Российской федерации на Совете МАСС в феврале 2000 года и перечнем поручений по итогам XXXIII заседания совета МАСС, которым Правительству РФ поручалось определить комплекс мер, направленных на финансовое оздоровление лесопромышленных предприятии, стимулирование экспорта лесобумажной продукции, совершенствование дорожной инфраструктуры лесозаготовительных хозяйств, обеспечение защиты и воспроизводства лесосырьевой базы, от министерств и ведомств получены отписки.

За время, прошедшее после февральского заседания Совета МАСС в г. Иркутске, ситуация в управлении лесами и развитии лесопромышленного комплекса Сибири существенно изменилась. Указом № 867 от 17.05.2000 г. упразднена Федеральная служба лесного хозяйства России, и ее функции переданы Министерству природных ресурсов РФ. Решение вопросов по лесопромышленному комплексу передано Министерству экономического развития и торговли и Министерству промышленности, науки и технологий. До настоящего времени не закончен процесс определения полномочий указанных министерств. Координационный совет и Совет МАСС выразили категорическое несогласие с упразднением Федеральной службы лесного хозяйства, и соответствующие письма были направлены Президенту Российской Федерации, Председателю Государственной Думы и Совету. Федерации Федерального Собрания РФ.

Исполнительным комитетом МАСС для усиления работы по выполнению принятых решений на всех уровнях предложено создание "Управления по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу исполнительного комитета МАСС", которое функционирует на общественных началах.

Обсудив вопрос, координационный совет решил:

1. Принять к сведению сообщение директора департамента ИК МАСС Аксенова В.Н. о проведенной работе по реализации решения № 16 XXXIII Совета МАСС.

2. Отметить недостаточную работу исполнительного комитета МАСС по практическим действиям, направленным на выполнение решения № 16 XXXIII Совета МАСС "Об эффективности управления лесами и путях развития лесопромышленного комплекса Сибири".

3. Председателю координационного совета по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу Мельнику Н.В., совместно с заместителем главы администрации Красноярского края Якимовым А.Й. выработать предложения по реальной схеме выполнения принимаемых решений и до 01.12.2000 г. направить ее членам координационного совета для согласования. Утверждение согласованной схемы провести на очередном заседании координационного совета.

4. Просить исполнительный комитет МАСС усилить работу с министерствами и ведомствами РФ по безусловному выполнению решения № 16 XXXIII Совета МАСС.

5. На очередном заседании координационного совета вновь рассмотреть результаты выполнения решения № 16 XXXIII Совета МАСС.

Н.В. Мельник, председатель координационного Совета по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение"

Решение № 2

"О мерах государственной поддержки организаций лесопромышленного комплекса Сибири"

Заслушав и обсудив выступления участников заседания, координационный совет отмечает:

В деятельности организаций лесопромышленного комплекса Сибири наметились устойчивые тенденции роста производства промышленной продукции в 2000 году по сравнению с соответствующим уровнем прошлого года.

В целях повышения эффективности работы предприятий, технологически связанных между собой, проводится закрепление лесосечного фонда за перерабатывающими предприятиями, организуются и приобретаются крупными переработчиками лесозаготовительные участки и предприятия.

Проводимая реорганизация управления лесного хозяйства, по мнению кооридинационного совета, не способствует повышению эффективности использования лесного фонда и осуществления контрольных функций за его использованием.

Снижение таможенных пошлин на вывоз древесины в круглом виде и повышение МПС с октября 2000 г. тарифов на транспортировку пиломатериалов, а также отсутствие государственного регулирования экспортной деятельности значительно снижают эффективность деятельности предприятий лесопромышленного комплекса.

Полученный ответ от правительственных структур на решение XXXIII Совета МАСС не способствует повышению эффективности работы лесопромышленных предприятий.

Дальнейшее повышение эффективности работы лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства требует принятия решений на уровне Правительства Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, координационный совет решил:

1. Просить Совет МАСС обратиться в Правительство Российской Федерации о принятии дополнительных мер по выполнению федеральными органами власти решений XXXIII Совета МАСС и рассмотрении реализации следующих предложений:

1.2. Мингосимущёству, Минпромнауки, Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству совместно с законодательными и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации ускорить подготовку и внесение в Федеральное собрание пакета законодательных актов, регулирующих деятельность лесопромышленного комплекса, направленных на его более эффективное функционирование.

1.3. Минфину, Минпромнауки совместно с Центральным банком России разработать комплекс мер по стимулированию финансово-кредитных организации, обеспечивающих предоставление финансовых средств реальному сектору экономики на долгосрочной основе для проведения технического перевооружения и реконструкции предприятий.

1.4. Минпромнауки, Минфину заслушать отчет межведомственной рабочей группы по тарифной политике на федеральном железнодорожном транспорте, отменить решение по повышению тарифов на перевозку экспортной лесопродукции глубокой переработки, в частности пиломатериалов, и исключить принятие решений, направленных на необоснованное повышение тарифов за транспортировку грузов глубокой переработки древесины. Принятие такого решения позволит снизить себестоимость продукции и увеличить объем перевозки.

1.5. Минфину, Минпромнауки, МНС России подготовить и представить в правительство РФ для внесения в Государственную Думу предложения по изменению федерального закона о дорожном фонде Российской Федерации, предусматривающие освобождение лесозаготовительных предприятий от налога на пользователей автомобильных дорог с обязательным направлением высвобождаемых средств на строительство дорог технологического назначения, а также снижения ставки налога на приобретение лесозаготовительной и лесовозной техники.

1.6. Государственному таможенному комитету России подготовить предложения в комиссию Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике по снижению вывозных таможенных пошлин на лесную продукцию глубокой переработки и повышению таможенных пошлин на экспорт круглых лесоматериалов, а также по отмене таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость на импортное технологическое оборудование, предназначенное для реализации промышленных программ, и не имеющее отечественных аналогов.

1.7. Ускорить принятие постановления Правительства РФ о лицензировании деятельности по использованию лесного фонда, при этом выдачу лицензий должен осуществлять исполнительный орган субъекта Российской Федерации.

1.8. Минторгу РФ, Государственному таможенному комитету России внести изменения в постановление правительства РФ от 11.02.99 № 155 "О единой системе экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров" в части проведения обязательной экспертизы количества, качества и цены экспортируемых лесных товаров, а также ввести обязательную регистрацию экспортных контрактов по месту отгрузки товара.

1.9. Минпромнауки РФ, МПС России в целях увеличения объемов производства шпал и мостовых брусьев и своевременного обеспечения ими МПС рассмотреть вопрос повышения цены на шпалопродукцию и проводить ее ежеквартальную индексацию на уровень инфляции.

1.10. МПС России совместно с субъектами Российской Федерации разработать комплекс мер по ликвидации дефицита подвижного состава для транспортировки лесных грузов, и стимулирования железных дорог по наращиванию объемов их внутренних перевозок, особенно продуктов глубокой переработки древесины.

1.11. Правительству РФ на межгосударственном уровне рассмотреть вопрос о снижении китайской стороной таможенных пошлин на лесопродукции, экспортируемую из России в Китай.

1.12. Министерству по налогам и сборам обеспечить выполнение федерального закона по своевременному возврату НДС за поставленную на экспорт продукцию и упразднить работу комиссии по возврату НДС, как противоречащую закону.

2. Одобрить инициативу Красноярского края по лесной сертификации и рекомендовать применение положительных результатов данного процесса на территориях субъектов РФ - членов МАСС.

Н.В. Мельник, председатель координационного Совета по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение"

Решение № 3

"О совершенствовании процесса экспорта древесины и лесопродукции"

Заслушав и обсудив предложения и замечания участников о совершенствовании процесса экспорта древесины и лесопродукции координационный совет отмечает:

По итогам работы за 9 месяцев 2000 года увеличился объем вывозимой экспортной лесопродукции. Среди участников экспортных операций 40 процентов составляют частные предприниматели. Увеличилось количество фактов недостоверного заявления сведений об объемах, количественных и качественных характеристиках экспортируемой лесопродукции. Внесены некоторые изменения в таможенное законодательство и нормативно-правовую базу МПС России.

В целях упорядочения экспорта лесопродукции, на основании статьи 139 таможенного кодекса РФ, отмены использования процедуры таможенного оформления "Удаленные места", распоряжения МПС РФ от 04.09.2000 г. №Д-9948, и исполнения постановления Правительства РФ от 11.02.99 № 155 "О единой системе экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров" координационный совет решил:

1. Принять за основу предложенную ТОП СТУ схему организации таможенного контроля за экспортом лесопродукции.

2. ТОП СТУ в срок до 01.12.00 г. информировать участников МАСС о новом порядке оформления лесопродукции.

3. Рекомендовать руководителям субъектов Российской Федерации участников МАСС, находящихся в зоне деятельности ТОП СТУ, совместно с таможенными органами, советами лесоэкспортеров и начальниками подразделений МПС в срок до 01.01.01 г. рассмотреть представленный вариант и выработать согласованное решение.

Н.В. Мельник, председатель координационного Совета по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение"

Все решения приняты 2 ноября 2000 года в городе Байкальске


Лесные новости в стране и в мире

Честность - как средство завоевания рынка

У любого лесопромышленника, когда ему предлагают такую сложную схему сертификации, как ЛПС (Лесной Попечительский Совет), возникает масса резонных вопросов: а возможно ли учесть все требования Российского лесного, природоохранного, трудового законодательства? А как при этом не остаться в убытке? А зачем она вообще нужна, эта сертификация?

Инспекция, проведенная одним из крупнейших международных сертифи-каторов - компанией Soil Assotiation (Woodmark) на территории Косихинского лесхоза Алтайского края показывает, что соответствовать 10 правилам ЛПС вполне реально.

Несмотря на то, что в менеджмент-плане, а затем и в деятельности лесхоза были учтены не только все требования федерального и областного природоохранного законодательства, но и рекомендации ученых, предприятие не является убыточным, вовремя платит все налоги и зарплату. Руководят лесхозом специалисты, прекрасно разбирающиеся в тонкостях лесного хозяйства. Их компетентность подтверждается регулярными аттестациями. В должном состоянии находится финансовая и техническая документация, сотрудники лесхоза полностью обеспечены спецодеждой и средствами личной защиты. При этом главный лесничий отметил, что при лучшем финансировании лесхоз мог бы добиться лучших результатов. Пока не хватает средств, недостаточен уход за лесопосадками, мало установлено аншлагов вблизи особо охраняемых территорий, недостает техники, расчетная лесосека не осваивается даже на 50%.

Участки для полевого обследования были выбраны самими инспекторами, что исключило возможность каких-либо подтасовок. Инспектора единодушно отметили, что хозяйство ведется на высоком уровне, с соблюдением всех необходимых правил и сроков проведения работ. На отдельных участках леса наблюдается низкая полнота насаждений и уплотнение почвы в связи с перевыпасом, и пока планируется уменьшение площадей леса, разрешенных для выпаса скота, с 25 до 15 тыс. га.

Искусственное возобновление лесхозом проводится только в тех случаях, когда в течение 3 лет после вырубки по каким-либо причинам не происходит естественного возобновления березняков, являющихся основными лесами на данной территории. При этом выбор вида (вырубки засевают сосной) обоснован, и семена берутся в регионе, что исключает распространение экзотических или агрессивных видов растительности, что также соответствует 10-му принципу ЛПС.

В целом коллектив инспекторов вынес положительное решение - рекомендовать лесхоз для сертификации в соответствии с принципами Лесного Попечительского Совета с учетом выявленных замечаний и при условии их исправления. Решение инспекторов не является окончательным, а служит рекомендацией для правления Soil Association. Если Косихинский лесхоз и вся последующая цепь поставок получат международный сертификат ЛПС - первый в России - то существенно возрастет их конкурентоспособность на экологически ориентированных международных рынках.

Итак, несмотря на ряд проблем правового, экономического, экологического и социального характера, все же оказалось возможным осуществить задуманное. Интересы лесопользователей и других заинтересованных сторон в данном случае удалось соблюсти, налоговое бремя оказалось не удушающим, устойчивое лесопользовааие набирает силу; нормативные акты, регламентирующие лесопользование, существенно учитывают региональные особенности, нормативная база совершенствуется. В Косихинском районе практически исключены незаконные рубки, лесное хозяйство ведется ответственно, акцент делается на экологическом воспитании лесопользователя (впрочем, последнее вообще кажется характерным для Алтайского края). Социальная ситуация в районе тяжела, как и в других аграрно ориентированных районах, где урожай нынешнего года весь уйдет за долги; но в лесхозе относительно благополучно, зарплата работникам выдается вовремя, и, естественно, со своей стороны они поддерживают процесс сертификации. На территории лесхоза активно хозяйничают школьники, охраняя памятник природы и подрабатывая уходом за лесопосадками.

Желательный результат в результате международной инспекции получен; лесхозом и его партнером в области деревообработки взят курс на экономически устойчивое, экологически ориентированное, социально ответственное лесоуправление и лесопользование.

Что же, господа лесопромышленники, - дерзайте! Честность - не порок, а прямой путь на экологически чувствительные рынки ближайшего будущего!

Что такое сеть спасения тайги?

Ответ на этот интересный вопрос наших читателей содержится в разъяснении, данном недавно Лесным клубом российских НПО (неправительственных организаций).

Идея создания сети возникла у активистов Шведского общества охраны ПРИРОДЫ. Многолетние протесты этой организации против варварских рубок горных лесов Швеции были безрезультатны. Однако картина резко изменилась после того, как в борьбу включились природоохранные организации Великобритании и Германии. Поскольку эти страны являются основными потребителями продукции шведского лесного экспорта, мнение мощных природоохранных организаций этих стран шведская лесная промышленность уже игнорировать не могла. Рубки были остановлены. Осознав, что международное сотрудничество может быть очень эффективный методом достижения природоохранных целей, что во всем поясе бореальных лесов проблемы достаточно однотипны, и часто они создаются одними и теми же компаниями, шведские активисты стали искать союзников.

Сегодня Сеть спасения тайги (Taiga Rescue Network, CCT) - это международная организация, которая объединяет большое количество организаций, занимающихся проблемами охраны бореальных лесов по всему миру. CCT также стимулирует лесопромышленников к переходу к системе экономически устойчивого социально и экологически ответственного лесопользования. Уже на протяжении 18 лет Сеть связывает НПО в странах, где осуществляется, главным образом, рубка лесов и переработка древесины (Россия, Канада, Швеция и др.) с НПО стран, где конечная продукция из древесины потребляется (Германия, Нидерланды и др.) и обеспечивает им информационную поддержку.

Одним из главных достижений CCT последних лет в России можно считать успешную кампанию по спасению малонарушенных бореальных лесов, в частности приведшей к тому, что ряд крупных компаний-импортеров российской древесины объявили мораторий на покупку древесины из малонарушенных лесов Карелии и Мурманской области. Это стало возможно только благодаря слаженным действиям российских НПО, сумевших достоверно установить, где находятся ценные леса, НПО в Швеции и Финляндии, установивших основных переработчиков российской древесины, и НПО в Германии, Нидерландах, сумевших донести до простых потребителей мысль о том, что, покупая древесную продукцию из малонарушенных лесов, они способствуют их уничтожению.

Раз в два года ССТ проводит свои конференции, на которых подводятся итоги ее деятельности, анализируются процессы и тенденции, происходящие в бореальной зоне, разрабатывается стратегия и тактика действий международного сообщества НПО по спасению лесов. В предыдущие годы Сеть главным образом занималась проблемой сохранения последних не освоенных человеком лесов. Большая их часть уцелела именно в России, что вызывает к ней повышенный интерес со стороны всего мирового сообщества.

Выручает лесников... лошадка

XXI век. Так и хочется въехать в него на компьютеризованном суперхарвестере, оператор которого должен больше разбираться в электронике, чем в древесине, или, на худой конец, на тяжелом тракторе... Но хороший хозяин не забывает опыт прошлого и не будет слепо следовать даже самым модным веяниям. В лесном хозяйстве нередки ситуации, когда лучше оставить сильную машину в гараже и взять под уздцы лошадь.

В Пеновском лесхозе Тверского управления лесами лошадей давно используют, когда необходимо провести, например, выборочные рубки. Технология работы "конной бригады" проста. Дерево валят бензопилой, очищают от ветвей, затеи разрезают на 6-метровые отрезки. Затем подводят Малышку, запряженную в специальные волокуши. Лесники вдвоем наваливают на них конец бревна, закрепляют, и несмотря ни на какие препятствия одна лошадиная сила перемещает его к погрузочной площадке.

Повреждения почвы и подроста при конной транспортировке бревен несопоставимо малы по сравнению с повреждениями, наносимыми трактором. Даже в насаждениях с густым возобновлением после работы этой бригады не увидишь "мамаева побоища".

Бригаду образовали, в основном, старые лесники, увидевшие в такой работе возможность приработка к скудной пенсии. В лесничестве подобрали участки, нашли лошадь. Сейчас бригада задумывается о покупке тяжеловоза - во все времена в лесу работали на лошадях зимой. Но по глубокому снегу сможет работать только мощный конь.

В настоящее время в бригаде только двое не достигли пенсионного возраста. Но возможности приложения сил "конников" довольно широки. Это различные выборочные и мелкомасштабные рубки, заготовка дров для местных жителей, множество работ в зеленой зоне поселка, и т.д. И такие ситуации, когда невозможно или нерентабельно применение тракторов, будут существовать всегда.

По подсчетам лесничей Охватского лесничества М.Е. Целаковой, бригада эта может взять примерно одну пятую часть всего объема древесины, который вообще можно взять за год такими выборочными рубками. Целесообразность использования конной силы определяется многими факторами; среди них - небольшая удаленность от населенных пунктов, малые площади выделенных в рубку участков, их особый охранный статус, а также необходимость как можно тщательнее сохранять естественный подрост - работы по искусственному возобновлению как правило нерентабельны, а кроме того, у современных лесхозов нет на них ни сил, ни средств.

Много раз доводилось слышать из уст уважаемых лесных академиков: "Не загоняйте нас в прошлый век". Действительно, использование лошадей в производстве на заре XXI века на первый взгляд выглядит архаизмом. Но мы и не призываем вводить это в повсеместную практику.

Интенсивное освоение лесов в веке нынешнем показало, что не всего можно достичь только лишь с использованием дорогостоящей и мощной техники. Изменились и представления о лесах и лесном хозяйстве. Кроме того, есть довольно много вариантов ведения хозяйства (леса, прилегающие к населенным пунктам, особо защитные участки и т.д.) где вполне оправданными, а то и просто необходимыми могут быть именно мелкомасштабные мероприятия, в том числе и с использованием лошадей.

А значит, еще не раз привычная лошадка выручит лесника там, где не сможет работать никакой супертрактор.

Служба охраны: на Алтае все спокойно?

Как сообщает Ассоциация енисейскиз заповедников и Национальных парков, службы охраны Катунского и Алтайского заповедников подвели некоторые итоги своей работы. Трудно судить, какой сезон в охране заповедника является более сложным - работы у инспекторов всегда много. В Алтайском заповеднике зимой большой проблемой являются добытчики кабарги, струя которой очень ценится в восточной медицине.

Инспектора охраны, во время патрулирования по прителецкой тайге, снимают десятками браконьерские петли и самострелы, поставленные на это ценное животное. Весной начинается нерест рыбы в горных озёрах, а проснувшиеся медведи выходят на солнцепечные склоны Телецкого озера, где их поджидают охотники. Они прямо с лодок стреляют медведей, греющихся с потомством на крутых берегах. Летом и осенью, кроме обычного патрулирования, идет ремонт и строительство переправ и избушек, сопровождение научных экспедиций, заготовка сена и дров.

Если на территории Алтайского заповедника неконтролируемый туризм - одна из проблем, то в Кавтунском, - основная. "Дикие" туристы, вырвавшись из городской цивилизации, стремятся получить максимум впечатлении за время короткого отпуска, и активно "осваивают" заповедную территорию без каких-либо разрешении администрации заповедника, неорганизованный поток людей оставляет после себя кострища, свалки бытового мусора. Поэтому для многих инспекторов охраны заповедника слова "турист" и "браконьер" становятся равнозначными. А значит и для работников экопросвещения и службы охраны заповедника еще предстоит большой объем работы. За последнее полугодие работниками охраны Алтайского и Катунского заповедников было изъято:

- 2 единицы огнестрельного нарезного оружия;

- 1 острога;

- 21 сеть;

- 40 капканов;

- 100 петель на кабаргу.

А также:

- обезврежено 4 огнестрельных самострела;

- составлен 21 протокол нарушения заповедного режима;

- наложено 3 административных штрафа.

"Лесные новости", "Экосводка-Лес" (Интернет)

COUNT.WOOD.RU
№ 31-32 (105-106) / четверг, 30 ноября 2000 г.
страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5
При использовании информации ссылка на "Лесное дело" обязательна.